Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Смоленской области
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

Очерк Ларисы Сергеевны Мельниковой


Воспоминания

 

Сегодня трудно поверить, что 30 лет назад все сотрудники вновь созданной структуры на территории Смоленской области размещались в двух комнатах здания, которое сейчас Управление занимает полностью.

Нас было всего около 20 человек во главе с руководителем Кирченко Василием Петровичем. На всех − одна пишущая электрическая машинка и множительное устройство, один телефон, а из мебели − по одному столу на двоих.

Строительство казначейской системы Смоленской области началось практически на пустом месте: не было помещений, не хватало кадров (а тем, кто работал, не хватало навыков и опыта), отсутствовали нормативные документы и взаимопонимание с другими ведомствами и организациями. Новая структура, тем более с контролирующими функциями, принималась очень насторожено.

Люди работали с большим энтузиазмом, не жалея своего личного времени и сил. Кабинет начальника был в то время штаб-квартирой, где до позднего вечера горел свет, не переставая звонил телефон, собирались сотрудники, шли жаркие споры. В итоге в 1994-1995 гг. был совершен стремительный скачок в создании и развитии казначейской системы Смоленской области. У Управления уже свое большое здание в центре города, были открыты отделения в каждом районе области.

Появились нормативные документы, в разработке которых Управление принимало самое непосредственное участие. Рос авторитет Управления Федерального казначейства по Смоленской области не только на территории области, но и среди других ТОФКов, и в Главном Управлении Федерального казначейства. Наш опыт, наработки по различным направлениям были востребованы другими территориальными Управлениями. Мы пользовались авторитетом у ГУФК. Наш руководитель Василий Петрович Кирченко смог создать очень сильную казначейскую систему области с хорошей материальной базой и высокопрофессиональным сплоченным коллективом.

Я на работу в УФК пришла по приглашению Василия Петровича 11 января 1994 года на должность начальника отдела кредитов, денежного обращения и ценных бумаг.

На тот момент казначейство было наделено контрольными функциями за использованием бюджетных средств и меня ждала программа проверок Министерства финансов Российской Федерации с очень сжатыми сроками. Задача – проверить целевое использование бюджетных средств, выделенных на приобретение оборотных средств ряду промышленных предприятий (АООТ «Айсберг» (Смоленский завод холодильников), АО «Смоленский авиационный завод», ООО «Смоленская трикотажная фабрика «Шарм»», ООО «Смоленский мясокомбинат», ООО Молокозавод «Роса» и др.), своевременность гашения основного долга и процентов. Никаких инструкций и рекомендаций по вопросам проверки не было. Начинали работать с чистого листа. Было непросто, но интересно. Работа аналитическая, творческая и в контакте с людьми. Долги были огромные. Информацию по вопросам проверок ежемесячно и ежеквартально направляли в Министерство финансов Российской Федерации. В тот период ситуация в сфере промышленности Смоленской области, как и в целом в стране, была очень тяжелой. Предприятия имели большие долги перед бюджетной системой страны. После наших проверок отмечалось незначительное гашение задолженности на протяжении 2-3 лет.

Параллельно нашим отделом велась работа с владельцами ценных бумаг:чеками «Урожай» и товарными облигациями. Мы готовили документы, выступали в судах от имени ответчика – Минфина России.

Чеки «Урожай-90» и «Урожай-92» выдавались работникам сельскохозяйственного сектора за проданную продукцию. Товарные облигации приобретались населением за денежные средства или выдавались под зарплату. И те и другие гарантировали право на приобретение товаров повышенного спроса (холодильников, автомобилей и др). Незначительная их часть была погашена, затем их гашение было заморожено. С большим пониманием и терпением мы проводили работу с людьми, которые с вопросом о возврате денежных средств обращались в Управление или в суд, где мы выступали ответчиками от лица государства.

Еще одним важным направлением работы отдела была работа с векселями, которые выдавали банкам («Агропромбанк», «Фермер», «Аскольд» и др.). Данный инструмент давал право банкам предъявлять его бюджету на разницу между величиной выданных ими кредитов и суммой погашенной задолженности заемщиком по тем или иным установленным программам. (В настоящее время вексель государственными структурами не выписывается.)

Так же в функции отдела входило оформление налоговых освобождений и выпуск КНО (Казначейские налоговые освобождения) на бланках строгой отчетности, выделенных нам Минфином России. Выдавали их предприятиям для ликвидации имеющейся задолженности государства перед предприятиями по государственным закупкам, государственному заказу, федеральным программам т.д. В то время не было средств в бюджете и было принято решение не осуществлять эмиссию денег, а выпустить КНО. Мы производили взаимозачеты между государством и предприятиями за выполненные объемы работ в части платежей в федеральный бюджет. Создавалась цепочка реализации взаимозачетов сразу по нескольким предприятиям.

Управлением также проводились проверки внебюджетных фондов (занятости, медицинского страхования, социального страхования) по вопросу целевого использования средств, выделяемых из федерального бюджета на развитие тех или иных программ.

Осуществлялся контроль за целевым использованием средств, выделяемых из Федерального бюджета на возмещение разницы в процентах (1\3) за пользование кредитами, выделенными банками для сельхозтоваропроизводителей Смоленской области.

В дальнейшем, по мере становления и развития казначейской системы, менялись ее задачи и функции. И я с появлением новых рискоемких направлений осваивала все новые участки работы: с октября 1998 года я была назначена на должность начальника отдела внебюджетных фондов, кредитов и денежного обращения, с августа 2002 года – начальника отдела целевых программ и государственного внутреннего долга.

Своим коллегам хочу пожелать крепкого здоровья, выдержки, терпения и понимания всей значимости и ответственности своего труда.

 

Мельникова Лариса Сергеевна

начальник отдела

Управления Федерального казначейства по Смоленской области

с 1998 г. по 2009 г., пенсионер