История становления контрольно–ревизионных органов России
Государственный финансовый контроль – неотъемлемая составляющая государственного устройства современной страны. В цивилизованном обществе принято, чтобы граждане знали, на что и как государство расходует средства, которые они зарабатывают и отдают в распоряжение властей для использования на общественные нужды.
Система финансового управления и контроля в России имеет более чем тысячелетнюю историю.
Первые сведения об учреждениях с контрольными функциями относятся к России второй половине XVII в. Центральными правительственными учреждениями тогда являлись так называемые Приказы.
В 1654 г. был образован Счетный приказ. Первым контрольным мероприятием нового учреждения стала проверка раздачи полкового жалования во время войны, где обнаружилось немало злоупотреблений.
Контрольным учреждением может быть признана так называемая Ближняя канцелярия, учрежденная Петром I в 1699 году. Круг вопросов, подлежавших ее ведению, охватывал широкую сферу не только финансовых, но и административных действий.
В 1718 г. образована Ревизион-Коллегия, позже переименованная в 1722 г. Ревизион-Контору Сената.
В 1775 г. образованыказенные палаты для производства ревизий счетов губернских учреждений, в обязанность которых входило производство ревизий счетов губернских учреждений.
С установлением местных контрольных учреждений в 1779 г. создается центральное учреждение контроля - Экспедиция ревизии счетов, «Которая поверяет, сличает и делает счет, за расходами, сколько каких денег осталось, и все ли они состоят в целости». С созданием Экспедиции отпала необходимость в Ревизион-Коллегии, которая была упразднена в 1781 г.
Государственный контроль в России, как отдельное независимое установление в составе государственного управления, получил начало с 1811 года.
В январе 1811 года было образовано Главное управление ревизии государственных счетов которое предназначалось для проверки доходов и расходов всех казенных средств, надзора за их движением.
В 1836 г. главное управление было преобразовано в Государственный контроль.
К концу 1866 года во всех губерниях действовали контрольные палаты. Они являлись подразделениями Государственного контроля, губернским властям не подчинялись. Палаты ревизовали использование государственных средств, отчеты о своих действиях представляли в столицу. В свою очередь, если местное начальство замечало злоупотребления со стороны чиновников палат, оно было обязано уведомлять государственного контролера.
По ходу преобразований в Положение о государственном контроле, утвержденное законом еще в 1836 г., вносили многочисленные поправки и дополнения. В 1892 г. все изданные за этот период законоположения были объединены в сводном законе «Учреждение Государственного контроля». Закон определил место Государственного контроля в системе правительственного аппарата, права и обязанности контрольных органов, структуру центральных и местных учреждений. Основной функцией контрольного органа являлась документальная ревизия хозяйственно-финансовой деятельности государственных ведомств и учреждений.
Поскольку государственный контролер входил в состав правительства, а контрольное ведомство выполняло и административные функции, существовала, проблема их соподчинения. Формально Государственный контроль правительству не подчинялся, а ревизионная деятельность не относилась к компетенции Совета министров. В действительности правительство могло оказывать и оказывало значительное влияние на ревизионную деятельность.
Палаты были упразднены в марте 1920 г. на основании декрета СНК РСФСР от 1 ноября 1918 года.
Первые шаги контрольных органов советской России
После Октябрьской революции в России стали создаваться органы рабочего контроля. В начальный период советской власти финансовый контроль рассматривался как составная часть рабочего контроля над производством. Под его надзор попадали купля-продажа продуктов и сырьевых материалов, финансовое хозяйство.
Возглавлял систему первоначально Всероссийский совет рабочего контроля.
В первые годы советской власти функции финансового контроля выполнял также Народный комиссариат государственного контроля. В ноябре 1918 г. Совет народных комиссаров утвердил правила предварительной и фактической ревизии финансово-хозяйственной деятельности государственных и общественных предприятий и учреждений.
Затем последовала реорганизация Народного Комиссариата государственного контроля в Народный Комиссариат рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). На него возложили, в частности, надзор по учету, распределению и хранению государственного имущества, наблюдение за правильным и целесообразным ведением всех текущих хозяйственных операций, последующую проверку финансовых, материальных и сметных планов, предложений и договоров, а также проверку государственной росписи доходов и расходов.
В начале двадцатых годов начинают создаваться контрольные службы при финансовых органах. В связи с тем, что органы Рабоче-крестьянской инспекции в своей контрольной работе главное внимание начинают уделять ревизионно-инспекционным обследованиям по планам, утверждаемым Правительством, то для проведения ревизий непосредственно на предприятиях и в учреждениях, постановлением Правительства СССР от 23 октября 1923 г. в составе Народного комиссариата финансов было создано Финансово-контрольное управление.
С этой даты начинается отсчет деятельности Контрольно–ревизионного аппарата Министерства финансов Российской Федерации.
Новая структура задумывалась достаточно мощной и разветвленной: уже в начале ноября 1923 года циркуляром НКФ СССР предписывалось создать по всей стране местные органы и подразделения – управления финансового контроля в союзных республиках, контрольно-бухгалтерские управления Наркомфинов автономных республик, губернских и областных финансовых отделов, специальные контрольные учреждения при управлениях транспорта и других крупных организациях. Эти территориальные подразделения создавались преимущественно путем преобразования существующих сметно-бухгалтерских управлений с добавлением нового контрольного подотдела, временный штат которого включал шесть человек: заведующего, старшего контролера-ревизора, двух контролеров, делопроизводителя и машинистку. Активное развитие этих структур началось уже к 1924 году и к концу года всего на финансово-контрольной службе состояли 3198 человек.
21 декабря 1923 г. НКФ СССР и НК РКИ СССР утвердили «Положение о Финансово-контрольном управлении» и «Общие правила финансового контроля».
В соответствии с Положением, к обширным функциям Финансово-контрольного управления и его органов относились: проведение документальной проверки доходов и расходов общегосударственного бюджета, а также оборотов всех денежных и, в случае необходимости, материальных ценностей, находящихся в подотчетных кассах и учреждениях. На финансовых контролеров возложили проведение фактической проверки денежных и материальных ценностей, сооружений, построек, а также другие операции, связанные с проверкой документальной отчетности. Им вменялось составление отчета по исполнению общегосударственной росписи доходов и расходов и сводки по исполнению местных бюджетов. Управление должно было разрабатывать и представлять на утверждение наркомата, по соглашению с РКИ, общие правила приема и расходования сумм, обращающихся в подотчетных кассах и учреждениях, а также единообразные, обязательные для всех распорядителей кредитов - как по государственному, так и по местным бюджетам - правила и формы финансового счетоводства и отчетности по исполнению государственной росписи. Управление должно было осуществлять наблюдение за постановкой финансово-счетных частей всех ведомств Союза ССР, а также проводить внезапные ревизии ведомственных касс.
16 ноября 1926 года было утверждено постановление «О реорганизации финансового контроля». Вместо сплошного последующего документарного контроля исполнения госбюджета упор теперь делался на фактическую ревизию финансовых и хозяйственных операций.
Менее чем через полгода, в апреле 1927 года, было утверждено еще один документ – «Положение о государственном финансовом контроле. Основная задача, которую поставили перед новыми органами, - установить контроль над исполнением бюджетов всех уровней.
В 1932 году в составе финансовых органов были образованы финансово-бюджетные инспекции, деятельность которых регламентировало утвержденное Наркомфином СССР 17 января 1933 года Временное положение о финансово-бюджетной инспекции, которые продолжали укреплять в правах. В случае обнаружения нарушений финансовой дисциплины и фактов незаконного расходования госсредств контролеры могли временно перекрывать финансирование из бюджета тех или иных организаций и в обязательном порядке должны были сообщать непосредственно в Совнарком СССР.
9 мая 1938 года было утверждено «Положение о Контрольно-ревизионном управлении Наркомфина СССР». Ревизоров стали подбирать очень тщательно, они должны были разбираться не только в вопросах своей специализации, но и «понимать государственные задачи, уметь экономически и политически анализировать и обобщать факты». Кроме того, контролер должен был проникать в суть того, что проверял, учитывать специфику предприятий. «Ели ревизор едет на колбасный завод, ему дается задание проверить, как используются основные материалы, если он едет к верхолазам – монтажникам, то главным объектом контроля рублем явится уже использование труда рабочих».
31 мая 1938 года Наркомфин издал приказ «О перестройке контрольно-ревизионной работы». В нем значилось, что в союзных республиках контрольно-ревизионную работу осуществляют главные контролеры-ревизоры и аппарат контролеров-ревизоров, непосредственно подчиненные КРУ НКФ СССР.
В первые дни Великой Отечественной войны, руководством страны была поставлена важная цель – не допускать снижения поступлений в Госбюджет СССР. Для этого сплотились два ведомства – Наркомат финансов и Наркомат Государственного контроля. Комиссаров Госконтроля СССР и союзных республик наделили правом налагать денежные взыскания на должностных лиц, причинивших ущерб государству вследствие нарушений ими финансовой дисциплины.
Стоит отметить, что органы КРУ функционировали даже в блокадном Ленинграде.
Наиболее плотно улучшение работы контрольно-ревизионного аппарата занялись лишь в 1953 году. В марте, на заседании Коллегии Минфина СССР рассмотрели итоги работы ревизоров и пришли к неутешительны выводам: финансовая дисциплина продолжает нарушаться, необходимо усилить контроль. Для решения данной проблемы на подмогу работникам КРУ срочно направлены 400 квалифицированных финансистов.
3 мая 1956 года вышло Постановление Совета министров СССР, согласно которому местные органы КРУ в полном составе переходили в ведение минфинов союзных республик.
Практически все дальнейшие преобразования, происходившие в 60-70-е годы ХХ века, были методологическими. К концу 70-х годов количество ревизий, проводимых сотрудниками КРУ, стало достигать рекордных цифр. В годы десятой пятилетки ревизоры Минфина СССР и местных финорганов провели на предприятиях и учреждениях почти 363 тысячи проверок. С одной стороны, это приносило в бюджет миллионы рублей, с другой – с ростом числа контроль становился все формальнее. Со временем КРУ само предложило сделать упор на качество: с согласия Минфина количество мелких незначительных проверок сократили, а высвободившиеся силы бросили на крупные объекты.
Важным событие в деле финансового контроля стало постановление Совета Министров СССР от 2 апреля 1981 г. «О мерах по улучшению контрольно-ревизионной работы в министерствах, ведомствах и других органах управления». В нем подчеркивалось, что усиление контроля является неотъемлемой частью совершенствования управления экономикой.
80-е годы ХХ века – период появления и первых ростков аудиторской деятельности в нашей стране.
После распада Советского союза пришлось экстренно создавать нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность контрольно-ревизионных органов. В данном вопросе государство столкнулось с проблемой в виде статьи 28 закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности». На основании данной статьи предприятия сами решали какие документы подать ревизору, ссылаясь на понятие «коммерческая тайна». Так в середине 90-х годов ХХ века ревизорам пришлось руководствоваться менее масштабными нормативными актами, чем законопроекты, что сужало их круг деятельности.
Первым наиболее весомым юридическим документом, в котором решались проблемы госфинконтроля, стал Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации». Документ официально устанавливал полномочия КРУ.
1998 год стал значимым для контрольно-ревизионных органов новой России с точки зрения организации. 6 марта согласно постановлениям Правительства РФ № 273 «Об утверждении положения о Министерстве финансов Российской Федерации» и № 276 «О Департаменте государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации» был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита. В августе того же года были созданы территориальные контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах Российской Федерации, которые получили статус самостоятельного органа.
В 2001 году функции госфинконтроля и организации аудиторской деятельности разделили. В ноябре 2001 года в Минфине появились Департамент государственного финансового контроля и Департамент организации аудиторской деятельности.
В 2004 году часть ранее существовавших департаментов Минфина России были выделены в самостоятельные федеральные службы. Одной из таких служб стала Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
2 февраля 2016 Президент РФ подписал Указ «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере». На основании данного документа функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", были переданы в Федеральное казначейство.