Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Смоленской области
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

"Юбилей смоленских казначеев", газета "Вести Приволья"

"Юбилей смоленских казначеев", газета "Вести Приволья" 15 декабря 2008 года казначеи Смоленщины готовятся отметить свое 15-летие. Для России слово «казначейство» не ново, и родилась эта структура не по задумке какого-нибудь мудрого современного политика или экономиста. Казначейство в России прошло длинный и сложный путь развития. Казначейские органы в финансовом управлении России всегда играли ведущую роль. История создания казначейства естественным образом совпадает с началом процесса образования Русского централизованного государства. Появилось государство – появилось и государственное имущество, для хранения которого была введена должность казначея. Из истории известно, что первое упоминание о казначеях мы находим еще в 1409 году в тексте Никоновского летописного свода. В 16 веке создается Казенный Приказ (Двор) и первое государственное экономическое учреждение – Казна, появилась должность казначея - хранителя великокняжеской казны и архива. Первый известный общегосударственный бюджет - роспись доходов и расходов, появился в XVII веке. Петр 1 в 1710 году вводит казённые палаты, а к концу XVIII века Екатерина II создаёт казначейскую систему: Государственное казначейство, казённые палаты в губерниях и казначеи в уездах. С 1775 года на Смоленщине начинают действовать 12 уездных казначейств, в обязанности которых входили прием и хранение всех казенных доходов своего еузда. В начале XIX века резолюцией императора Александра I был создан Департамент Государственного казначейства в структуре Министерства финансов, ставший ядром всей системы казначейской службы России. Именно с этого момента в Российской Империи окончательно сложился и, впоследствии, был усовершенствован и отлажен четкий механизм деятельности казначейств от центрального – Департамента Государственного казначейства – до местных – губернских и уездных казначейств. С 1866 года Смоленское казначейство становится самостоятельным губернским учреждением, занимавшимся сбором доходов, приемом, хранением и расходованием средств правительственных учреждений, общественных и сословных сумм, продажей гербовой бумаги, марок, свидетельств, организацией счетоводства по всем доходам и расходам, составлением отчетности, а также выполнявшим некоторые банковские операции: открытие текущих счетов, уплата процентов по купонам, размен и перевод денег.После революции 1917 года на базе казначейства были созданы приходно- расходные кассы Наркомфина, слитые в октябре 1918 года по Постановлению Совнаркома с учреждениями Народного Банка. Новой власти, строившей государство на распределении и нормировании, четкие и определенные функции казначейств были не приемлемы. Народный банк сосредоточил в своих руках кредитное дело, финансирование народного хозяйства, сметно-бюджетную работу, руководство денежным обращением.Государственное казначейство, как структура Министерства финансов, перестала существовать. В период существования СССР порядок кассового исполнения бюджета определялся Госбанком СССР. Бюджетные средства рассматривались как кредитный ресурс государства и финансирование бюджетных учреждений осуществлялось на открываемые в банке счета путем выделения бюджетных кредитов. В начале 90-х годов в стране произошла реформа банковской системы, образовалось множество коммерческих банков, в которых оказались деньги очень крупных бюджетополучателей и которые уже не могли дать гарантии их сохранности. Банки, в одних случаях умышленно, в других, - по объективным причинам, не доводили средства до бюджетополучателей, рассматривая их в период кризиса, прежде всего, как дешевые кредитные ресурсы для поддержания собственной стабильности. Кроме того, с законодательным закреплением самостоятельности бюджетов административно-территориальных и национально-государственных образований местные финансовые органы основное внимание в своей работе стали уделять исполнению собственных бюджетов, не контролируя правильность и целевое использование средств федерального бюджета. Отсутствие объективной, оперативной информации на всех уровнях исполнения федерального бюджета не позволяло осуществлять маневрирование бюджетными ресурсами для наиболее рационального их использования. В бюджетном хозяйстве страны наступил беспорядок.8 декабря 1992 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О Федеральном казначействе», которым была поставлена задача в максимально короткие сроки восстановить в России систему органов казначейства. Важно было навести порядок в бюджетном хозяйстве, обеспечить контроль за прохождением бюджетных средств сверху вниз, наладить и осуществить предварительный и текущий контроль за выделением и расходованием государственных средств. К непривычному для слуха слову “казначейство” российские граждане первоначально относились с большой долей скепсиса, как к очередному новомодному и скоротечному экономическому веянию, каковых было немало в первые годы реформ. Однако жизнь показала, что казначейская система - важнейший инструмент финансового регулирования.Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управлениями ими. Основным поставщиком этой информации для Правительства Российской Федерации выступают органы Федерального казначейства. Собранная казначейством информация позволяет правительству оценить работу органов государственного управления и получить более ясное представление об экономических последствиях проводимой ими бюджетной политики.Помимо деятельности по финансовому управлению, казначейство на всех этапах процесса расходования средств осуществляет контроль за исполнением бюджетов всех уровней. Только так можно обеспечить единство государственных финансов и их эффективное использование. Реализуемый казначейством контроль, предшествующий кассовому расходованию государственных средств, является эффективным средством обеспечения их целевого использования, так как позволяет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но самое главное - предотвратить эти нарушения.Процедура кассового исполнения бюджета заключается в списании бюджетных средств (например, в пользу контрагентов по договору) непосредственно со счета органа Федерального казначейства с отражением этой операции на лицевом счете бюджетополучателя. Таким образом, бюджетополучатель лишается возможности изменить направление финансирования, определенное бюджетной сметой расходов. Бухгалтерский учет операций со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации является ещё одной чрезвычайно важной функцией, выполнение которой возлагается на органы Федерального казначейства. Бухгалтерский учет обеспечивает достоверный автоматический механизм контроля всех операций. Именно он непрерывно дает представление о достоверной картине движения государственных финансовых ресурсов.На Смоленской земле возрождение казначейства состоялось 15 декабря 1993 года. Сейчас на территории области органы Федерального казначейства функционируют в 25 районах и городах. Органы Федерального казначейства по Смоленской области обслуживают 1043 бюджетные организации области, взаимодействуют с 476 администраторами поступлений в бюджет. Более 90% сотрудников имеют высшее профессиональное образование. Коллектив достаточно молодой: средний возраст работников составляет 33-35 лет. Сейчас казначею приходится совмещать в себе и бухгалтера, и писаря, и присяжного счетчика, и еще много других профессий. Кроме того, он обязан знать и всегда руководствоваться огромным количеством нормативных правовых актом. Ведь от работника казначейства зависит успех реализации многих государственных решений. И смоленские казначеи не раз подтверждали свой высокий профессионализм. Смоленские казначеи – активные участники и творцы новейшей истории казначейства. Изменились во многом их функции, в миллионы раз выросло количество выполняемых ими операций, денежные суммы, которыми они управляют, тоже неимоверно отличаются от тех, что были раньше, да и ритм жизни совершенно другой. Но современные казначеи – это все-таки продолжатели традиций своих предшественников. Ведь суть профессии казначея осталась прежней – это преданность делу, «совершенная аккуратность», ответственность и огромное желание приносить пользу своей стране.В связи с пятнадцатилетием казначейской службы Смоленщины поздравляю своих коллег, желаю всем нам уверенности в решении поставленных задач, профессиональных успехов, плодотворной, стабильной работы и высоких достижений в нашем непростом, но таком нужном деле! Пусть благополучие, удача и творческий подъем неизменно сопутствуют вам! Сысина Н.П.руководитель Отделенияпо Ярцевскому районуУправления Федеральногоказначейства по Смоленской области